:: Карта сайта

:: Главная

:: Оборона нормандии

:: Поддержка линкора "Бисмарк"

:: Учения на Везере

:: Операция Ход конем

:: Операция Страна чудес

:: Операция Страна чудес 2


 

 


Рекламный блок:

шкафы купе из белоруссии.

.::.:.::...::: Операция "Paukenschlag"-Удар в литавры :::...::.:.::.
13 января 1942 года, по приказу адмирал Карла Дёница началась операция "Paukenschlag" ("Удар в литавры") внезапная атака на коммерческие суда союзников в американских территориальных водах. План, по которому 12 подлодок типа IХС должны были встать на позиции у атлантического побережья Америки между Ньюфаундлендом и мысом Гаттерас, был разработан адмиралом еще в сентябре 1941 года.
Эти лодки дальнего действия должны были находиться в состоянии готовности немедленного нанесения ударов, как только США будут втянуты в войну. Атака японцев на Пёрл-Харбор ускорила решение Германского Верховного Командования на отмену ограничений по действиям подлодок против кораблей США. Однако для операции "Удар в литавры" было выделено только шесть лодок, из которых к концу декабря к походу были готовы пять. Прибыв в американские территориальные воды, лодки должны были быть готовы к атаке при получении приказа адмирала. Адмирал Дёниц и командование подводного флота расценивали план, как надежный и обеспечивающий большие возможности.
Характерных особенностей операции было три:
1. Фактор внезапности при нанесении особо сильного удара по торговым судам при слабой противолодочной защите.
2. Ограничиться атаками только на "цели, действительно представляющие ценность: суда грузоподъемностью 10000 брт и более".
3. Потопить как можно больше судов наиболее экономным способом.
К середине января пять лодок Дёница уже находились в американских и канадских территориальных водах. В группу опытных командиров лодок, участвовавших в операции "Удар в литавры", входили: U-66 (фрегаттен-капитан Рихард Запп), U-109 (капитан-лейтенант Генрих Блейхродт), U-123 (капитан-лейтенант Рейнхард Хардеген), U-125 (капитан-лейтенант Ульрих Фёлькерс) и U-130 (фрегаттен-капитан Эрнст Кальс).
9 января Дёниц передал зашифрованный приказ начать атаки 13-го числа. Его указание за номером "Offizier 1058/9/1/42" устанавливало район действий каждой подлодке, и к 15 января все лодки уже находились на исходных позициях: U-123 в квадрате у берегов у Нью-Йорка и Нью-Джерси, U-125 в квадрате в открытом океане восточнее U-123, U-66 южнее U-123, у берегов Делавэр, Вирджинии и Северной Каролины, U-130 в квадрате южнее мыса Бретон Айленд, U-109 в квадрате западнее U-130 и к юго-востоку от Галифакса, Новая Шотландия.
Первый удар нанес Рейнхард Хардеген на U-123: ранним утром 12 января, за сутки до установленной Дёницем даты начала атак и далеко от отведенного ему района, он потопил 9000-тонное британское грузовое судно "Циклопс". На следующий день Эрнст Кальс на U-130 успешно атаковал танкеры "Фриско" и "Фрайр Рокк". Хардеген 14 и 15 января нанес очередные удары, потопив 10000-тонный "Норнесс" и танкер меньших размеров "Коимбра"; последние две атаки произошли неподалеку от Нью-Йоркской гавани: "Норнесс" примерно в 50 милях южнее Мартас Уайнярд, а "Коимбра" в 30 милях южнее устья реки Шиннекок, в 65 милях к востоку от маяка Эмброз. К 17 января участники операции "Удар в литавры" атаковали всего шесть судов, из которых только два имели грузоподъемность от 8000 до 10000 тонн.
Далее, Хардеген объявил о четырех потопленных судах, хотя одна из его жертв так и не была идентифицирована. Кальс на U-130 был вторым из тех, кто мог доложить об успешных атаках. 17 января Дёниц разрешил всем лодкам действовать вне выделенных им районов. После этого Кальс, Блейхродт и Фёлькерс проследовали на юг и на запад в сторону побережья.
Хардеген также решил идти на юг к мысу Гаттерас, точке поворота прибрежного потока судов. Запп уже подошел в район мыса, но гораздо дальше от берега. Он был следующим, кто нашел для себя цель: американский танкер "Аллан Джонсон", который был потоплен им 18 января. У Фёлькерса на U-125 возникли проблемы с торпедами. Он тоже был далеко от берега, и ему приписывалось потопление всего одного судна - "Уэст-Айвис" 26 января примерно в 80 милях юго-западнее Гаттераса.
Между 18 и 27 января пяти лодкам приписывали всего двадцать успешных атак или, в среднем, по две атаки в сутки. А 27 января все пять лодок уже были на обратном пути домой в Бискайский залив. Их атакам, включая потопленный 12 января "Циклопс", подверглось 29 судов. На долю Хардегена досталось 10 атак, включая неподтвержденное грузовое судно и 8000-тонный танкер "Мэлэй", который, однако, был только поврежден. Его достижения были высоко оценены германским морским руководством, и он был награжден Рыцарским Крестом. Дёниц объявил, что "достигнутый пятью подлодками успех операции "Удар в литавры" был большим", хотя это утверждение адмирала основывается скорее на желаемом, нежели на фактах. В своем военном дневнике он зафиксировал более реалистическое суждение: "Из отчета командира (Хардегена) следует, что "Удар в литавры" принес бы гораздо больший успех, если бы была возможность использовать 12 лодок, как этого просило командование... Верно, что из данной уникальной возможности была получена большая польза, и достигнутые успехи получились очень существенными, но всех шансов, какими мы располагали, мы всё же не использовали".
Достижения операции "Удар в литавры" в том виде, как их представило германское морское командование, вызвали дополнительный прилив доверия к Дёницу у самого Гитлера, который с большим удовлетворением отметил большие цифры тоннажа судов, потопленных у берегов Америки.
Эта похвала, очевидно, дала Дёницу большую свободу в распоряжении подлодками, и он отправил в западную Атлантику еще несколько лодок дальнего действия IX серии: U-106 под командованием Раша, U-103 Винтера, U-107 Гельхауза, а для более полного использования благоприятных оперативных возможностей у побережья США решил направить туда еще и лодки меньших размеров типа VIIC. Это его решение основывалось на том, что "на практике радиус их действия оказался значительно больше, чем позволяли предположить наши теоретические расчеты и предыдущий опыт". И вскоре лодки типа VIIC должны были прибыть на новый театр военных действий: U-552 (Топп), U-203 (Мютцельбург), U-754 (Ёстерманн), U-432 (Шульце) и U-578 (Рехвинкель).
Информация взята с сайта"Военная литература" поиск Операция «Паукеншлаг»


Копирование и цитирование материала обязательно с ссылкой на http://uboat.su